Перед вами подборка уличных фотографий, снятых мной за последние пару лет, большая часть – за последние месяцы. А между ними – некоторые мои блуждания мысли.
В фотографии меня интересует чувство времени. Картье-Брессон говорил: «Фотография, как сейсмограф». Это хорошая метафора, ты ходишь и ищешь это тонкое колебание времени, где оно приоткроет тебе дверцу, тайну.
Сложно дойти до одного единственного, точного образа. Редко, бывает он ловится первым кадром. Чаще — нужно застыть, наблюдать, искать ракурс и момент. На самом деле, это более сложный и даже необъяснимый процесс, нужно войти в состояние… как бы это сказать, транса, надлогического блуждания, отказаться от себя, бродить, и вдруг найти там, где и не искалось.
Интересно наблюдать за людьми. Их мысли, их одежда, их существование. Фотографировать людей — самое ценное, сложное.
Самый нелепый персонаж — часть мировой гармонии, может сделает задумчивый вид, может, попадет в нужный ракурс, в свет, впишется в геометрию кадра.
…
Каждый что-то содержит, какие-то мысли у него там крутятся, обед, ипотека, мыши, трамп, отпуск, отпрыск, пиво, темное, светлое, зарплата, заплаты, механизмы, василий, вергилий, комары, компот, на дачу, на море, война, кофе скорее, мама, машина, поликлиника, панасоник, время, вечность, комары, гренки, трамп, пам пам парам…
…
Каждый что-то содержит в себе, если потрясти человека, то услышите глухой стук внутри, это мысли бьются о внутренний борт.
Я вообще не вполне понимаю, почему я этим занимаюсь. Сколько бы я не думал над вопросом, зачем нужно искусство — все ответы какие-то неполноценные, ситуативные, все они со временем растворяются. И меня даже завораживает пустота которая остается на их месте.
Я сижу и вслушиваюсь в эту пустоту, иногда стрекоза по ней пролетит пучеглазая и воздух теплый колышется, как на железнодорожных путях — тишина, нет ответа.
Сколько бы я ни смотрел, ни изучал фотографию, все мои мысли — о Картье Брессоне. В его кадрах, в его взгляде есть структурность и свет, (на ум приходит сравнение с Бахом). Есть художники, у которых вредно учиться, даже если они гениальны сами по себе, их интонации, их приемы слишком заразительны, и таких много. У Брессона можно учиться бесконечно, от него можно пойти в любую сторону.
Чувство формы — вот, что мне кажется самым важным. Соотношение элементов, связь частей. Как научиться этому?
Я думаю, что один из важнейших процессов — это работа с предзаданностью, с теми глубинным визуальными и смысловыми паттернами, которые заложены в тебе культурой, насмотренностью, опытом жизни.
Золотые крылья на картине Фра Анджелико похожи на лемех деревянных куполов, взгляд Мадонны в синем платье неизъяснимо отстраненный — мне сложно понять его, считаю копья на фреске Паоло Уччелло (просто учебник геометрии!), наблюдаю за маршрутами глазастых рыб Пауля Клее — вот мои учебники композиции, фотографии.
Спрашивают иногда, учился ли я фотографии? Да, учился, вот — у них.
Никогда не убережешься от того, что часть того, что ты делаешь — окажется ерундой, шумом. Просто надо принять это и быть спокойным. Услышал на днях отличную фразу Даниэля Арнольда (нью-йоркский стрит-фотограф): «Cultivate such a deep daily relationship with failure».
Самое трудное — не бросаться по первому импульсу.
Город, город. Я как самая случайная и праздная мысль города, хожу, не знаю куда, ищу, не знаю чего. Если нарисовать на карте маршрут моих перемещений, получится разросшийся по городу, цветастый плющ.
Порой чувствую себя кладоискателем — пик…..пик…..пик……пик…….. пикпикпикпик — ЩЕЛК — пик…..пик….пик…..
Учительница маме однажды рассказала вот что. Было это во втором классе: доп урок по математике, она объясняет мне сложное уравнение, минут пять, икс-игрек, плюс-минус, то-се, а потом вдруг отчетливо понимает, что все это время я разглядывал ее и ничего вообще не понял из сказанного.
Помню ее атласную темно-бордовую блузку и короткие густые черные кудри.
Так и продолжаю разглядывать этот мир.
Добавить комментарий