Елена Лазарева. «Корона» Целана

  CORONAПауль Целан
КОРОНА    

Aus der Hand frißt der Herbst mir sein Blatt: wir sind Freunde.
Wir schälen die Zeit aus den Nüssen und lehren sie gehn:
die Zeit kehrt zurück in die Schale.

Im Spiegel ist Sonntag,
im Traum wird geschlafen,
der Mund redet wahr.

Mein Aug steigt hinab zum Geschlecht der Geliebten:
wir sehen uns an,
wir sagen uns Dunkles,
wir lieben einander wie Mohn und Gedächtnis,
wir schlafen wie Wein in den Muscheln,
wie das Meer im Blutstrahl des Mondes.

Wir stehen umschlungen im Fenster, sie sehen uns zu von der Straße:
es ist Zeit, daß man weiß!
Es ist Zeit, daß der Stein sich zu blühen bequemt,
daß der Unrast ein Herz schlägt.
Es ist Zeit, das es Zeit wird.

Es ist Zeit.  
Прямо из рук осень вырвала свой листок: мы остаемся друзьями.
Вылущивая орех времени, пытаемся его изучить:
время ускользает назад в скорлупу.  

В зеркалах воскресенье,
в мечтах умиротворение,
уста не лгут.  

Взор устремляется к лону любимой:
мы смотрим в себя,
внимаем глубинам,
мы любим друг друга, как память и опий,
спим, как вино в раковинах,
как море в кровавом свете луны.  

Стоим, прижимаясь друг к другу, в окне, нас наблюдают с улицы:
пришло время знать!
Пришло время расцвести камню,
сердцу биться сильней.
Пришло время случиться.  

Пришло время.  

«Корона» — ключевое стихотворение сборника «Mohn und Gedächtnis» (1952). Название сборника обычно переводят дословно как «Мак и память», однако нам кажется, что по смыслу — и ритму — точнее «Память и опий». Опий символизирует уход от реальности, причудливое и порой болезненное фантазирование (автора не раз упрекали в неточности и даже подмене воспоминаний), обезболивание (сборник содержит стихотворения о трагичном времени Холокоста) и забвение (по мнению Джона Фелстинера, американского поэта и исследователя творчества Целана, воспоминание и забвение — не что иное, как свойства любви), и таким образом более зримо отображает круг разрабатываемых Целаном поэтических мотивов. Именно в стихотворении «Корона» Целан использует эту заглавную метафору сборника — сравнение любовного чувства с «памятью и опием». Любовь здесь — метафорическая вершина всего, что в бесконечности времени ускользает от понимания в свою скорлупу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *