Диана Никифорова. Как пижма или зло


февраль

так выходило, что прошлые феврали
я встречала в какой-никакой любви.
в куртке раскрытой на мороз выбегать —
обнимать ей, как крыльями. и исчезать.

люблю исчезать. а главное — не боюсь.
я не жёлтый цветок, не февральский трус.
я не только про смерть, но ещё и про жизнь
(если будет особенно страшно — прижмись).

на морозных узорах гадать, на стекле душевой
выводить мокрым почерком мой мой мой.
вот и всё, что я делала в прошлые феврали.
чем вообще занимаются люди, кроме любви
(и войны)?

по снегу бредут, оставляя следы-слова.
магазины, автобусы, кофе, болит голова.
вот бы вечное лето и летов, но вечный огонь
говорит, что нет вечного здесь ни-че-го.

так выходило, что прошлые феврали
я встречала в какой-никакой любви.
и?



лены

всякий раз я себе говорю:
почитай ты елену шварц.
но рука по неясной причине
вводит «елена ширман».
я не знаю, с какой звезды
оно происходит так.
может, я свою дикую лену
прячу за чёрной ширмой?

и какая лена — моя?
которую немцы убили
или которая искорка
самиздатовского камина?
или она моя мама —
девочка двадцать два,
заплаканная земля
после июньского ливня.

откуда тлен лен во мне?
по среда́м я обычно не плачу.
обидят — ура, это повод,
оправданный повод дать сдачи.
а сегодня хожу в полусне.
заглянула за чёрную ширму:
в сигаретном дыму сидит шварц,
с лопатой в руке стоит ширман.



саша

моя поэзия — худшие слова в странном порядке.
это низшая форма существования языка.
шла по улице саша-дура. наступила в лужу,
подняла сухой лист — основание для стиха.

потому что саша настолько слепа и нелепа,
что я не хочу про неё писать, но оно само.
безосновательное, размытое, необратимое
через дуру эту разговаривает со мной.

с умной-мной говорит. и я тоже тупею, саша,
что со мной происходит. ты листик сжимаешь в кулак —
в его смертном шуршании прошлое, будущее
и нет настоящего — лишь настоящий страх.

говорила, покажешь картинки. я зачем-то их жду.
уже час мы стоим на ветру. ты роешься в сумке —
безразмерном и чёрном сгустке из снов.
ничего не найдёшь ты там, саша. мне обидно и жутко

за себя, за тебя. а есть ли ты, саша? а если нет,
то мне жутко обидно, что нет тебя. что тебя не родили
худшую девочку с беспорядком в сумке и голове,
низшую форму существования, дебильную.

саша достаёт из своей бесконечной сумки картинку
(свершилось, господи).
на ней — она в той же размазанной красной шапке
на фоне осени.


вишня


мне всё казалось (и я ошибалась),
что судьба моя будет гуавой, папайей,
как минимум, кокосом,
как максимум, дурианом.
кривым таким деревом странным.

а я только груша. я только вишня.
в обычном саду побуду, а срубят —
то просто умру. то просто затишье.
и баньку затопят.

подойдёт милый мальчик.
достанет кинжалик.
«здесь был некит» напишет
на стволе, а не в стол.
я только груша. я только вишня.
и мне хорошо.

мне пиздец хорошо



прощение


всех простила, простила всех.
кого надо было башкою в снег.
кого надо было лишить руки.
я простила всех через эти стихи.

не злись, что в безумном двадцать втором
я со страха пырнула межстрочным ножом
тебя в метарёбра и вырвала клок —
мне хватило его на пятнадцать строк,
а дальше был голод. а дальше тьма.
как левое полушарие, была не права.
сколиоз третьей степи — шла не туда.
как дебила слюна, дождевая вода
всё текла и текла. ну что с меня взять —
маяковский, есенин, простыня да кровать.
одеяло лоскутное сшила судьба —
я укрыла тебя. я урыла тебя.
не как мама, как мо́мо (помнишь тот мем —
виртуальный вирус, несущий смерть?)
а теперь вот стою у несущей стены —
и несу эту чушь, эту ветку весны.
пушочком на вербе к щеке прикоснусь —
и снова влюблю. и снова влюблюсь.

вижу, ты вспомнил и боль, и духи.
прости же меня через эти стихи.



ворона

нет вины моей в том (и заслуги моей тоже нет),
чтобы белые буквы ловить, перекрашивать в чёрный цвет.
чтобы каркать на ветке сухой и предсказывать дождь.
и как ты, выходя без зонта, ха-ха-ха, под него попадёшь.

будешь мокрый, как крыса, с длинным хвостом вины.
как не хочется мне для тебя мышиной и мелкой судьбы.
я хочу для тебя лишь свободы больших городов.
каждым пёрышком я ненавижу, как-кар, эту вашу любовь.

а пока храм солировал: смертию смерть поправ,
у меня от свечи загорелся на грешном пальто рукав.
а пока жизнь на бэке вторила: смертию смерть поправ.
я ругала тебя, что далёк ты. а значит, не прав.

на моих глазах преломил он три текста — и стало шесть.
и тогда поняла я: здесь что-то надмирное есть.
помилуй, мяу, грешную. жизней не девять — одна.
я хочу обнулиться. умножь меня, господи, на



первый рим

я потеряла в той траве не только честь.
я потеряла курточку любимую, две тыщи,
браслет с ракушкой, сигарет штук шесть.
мне от тебя одни убытки, слышишь?
а сколько муравьёв под нами полегло.
о, то не ветер — это плачут их родные.
а я обыкновенная, как пижма или зло.
двойная буква С, как в трассе и россии.
борис сказал: под небом голубым
есть город золотой. я уезжаю завтра.
мой третий рим, гори! сожги мой первый рим.
как максимум, навечно. как минимум, до марта.



рождественское письмо

Когда меня не станет в смертной жизни, я вот так хочу. Чтоб на столе твоём светились с толстой шкуркой мандарины (такие чистятся легко). И вспомнил ты про наше Рождество. Как я салатами пропахла, суетилась мило. Пошли морозной ночью в лес гулять, а на дороге — лёд, и мы упали оба. Лежали, как два ангела, минут-лет пять под вифлеемским подмосковным небосводом. И бога вспомнили (не оттого, что плохо). И расплетённую косичку после сна, ещё не высохшую от вечерней ванной или… Расчёсывал, напомнил мне отца. Горячим пальцем по стеклу водили. И смех от home alone два. И слёзы от сиэтловских неспящих. А вьюга «снег кружится» пела, намела огромные сугробы настоящего. Хотела в прозе жизни, но письмо само зарифмовалось в стих хрустящий.



поезд

трамвай похож на травму,
а прощение — на прощание.
пожалуйста, не спрашивай,
почему я сегодня печальная.
не готова к вечному снегу,
как не готова к тебе.
если захочешь приехать,
то знай, этот поезд в огне.
из вагона последнего видно
как прошлым становится наст —
ящерки оставляют хвостики.
а бог оставляет нас.


Открывая подборку Дианы Никифоровой «Как пижма или зло», первым делом обращаешь внимание на то, что в ней заключено переживание зимы. Подборка проводит нас от февраля к Пасхе и к нашей новой весне в условиях глобального потепления. Смена времён года отмечается любовными отношениями, которые совпадают в своих проявлениях с цикличностью сезонов. Февраль — самый тяжелый последний месяц зимы — возможно прожить только будучи в какойникакой любви, иначе он совершенно невыносим, в нём слишком много смерти, а героине нужен баланс, чтобы в присутствии смерти всё же была и жизнь.

Весна соответствует расцвету жизни, который по логике текстов Дианы Никифоровой возможен только засчёт прощения. Христианская Пасха для Дианы имеет смысл имманентного пробуждения, доступного через это прощение-расставание с прошлым. Слова пасхального тропаря не доносят своего узко-богословского смысла до лирической героини, ей они важны иначе, ни свидетельствуют лишь о присутствии чего-то большего, что может помочь ей «умножиться» в жизни/творчестве/любви и «обнулиться» через смерть.

Вечность, о которой говорит пасхальный тропарь, не нужна, она не подходит лирической героине. Вечность — для неё это ограничение:

вот бы вечное лето и летов, но вечный огонь
говорит, что нет вечного здесь ни-че-го.

Она не разрушается от осознания конечности, а (здесь подошёл был английский глагол «thrive») расцветает в тех же ритмах природы, ощущает себя частью живого мира, то вороной, то деревом, то кошкой,

люблю исчезать. а главное — не боюсь.

Пространство захватывается здесь через превращение и присутствие героини в разных формах жизни, а время — через присвоение особенного женского опыта. В стихотворении «лены» Диана Никифорова собирает свою героиню из женщин, которые символизируют собой разные грани её идентичности, это Елена Шварц — поэтическая идентичность современности, Ширман — поэтическое укоренение в истории (объем этой идентичности заключен также и в насильственной смерти, в подвиге — принятие невечности), и последнее по очередности появления в тексте, но, наверное, самое важное и значимое, та Лена, которая её родила — мать.

Любовность поэтики Дианы — главная её сила. Она не только любит любить, она живёт ради моментов любви к миру, ради постоянного прощения всей ушедшей любви. Прощение а текстах Дианы работает на освобождение пространства души от чувств, чтобы можно было снова любить, снова возрастать как дерево — груша, вишня. Она замечает сходство и созвучие в том, что простить кого-то близко к тому, а иногда равно тому, чтобы с кем-то проститься (простить, отпустить, — отпусти и забудь).

Другая функция прощения — возвращение целостности лирической героини. От прошлых любовей «одни убытки, слышишь?» Прощение позволяет ей преодолеть смертную жизнь, и в новом рождении она появляется целой, чистой, готовой к новой любви.

Маша Ежова,
поэтка, критикесса, религиоведка,
ассистентка кафедры истории философии РУДН

Один ответ

  1. Аватар пользователя поклонник дианы никифоровой
    поклонник дианы никифоровой

    безумный смак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *