Илья Похлебалов. А война всегда как война

***
я ушел в беларусь
что это значит?
пересек восточную границу
и меня расстреляли

***
нато на запад
детям в африке воду
родителям гордость
россии свободу

***
Год
Еще год
И за ним еще много

Слова
Слова
Дальняя, причудливой формы дорога

А потом еще год
Или два
И так же слова слова слова

Город
Может быть поле
под городом

Сон
Расстрел, под городом
Этим же

Дальняя, дальняя
Причудливой формы дорога
Тот же сон и опять об этом же

***
в горе горе
горе в граните
гроб в земле
солнце в зените

***
вот человек
и его вот друг
вот еще человек
это друг друга первого человека
вот нет человека
нет
и всё
а друг его жив

***
Бог
Же
Существует
Бог
Же
Мой
Он
Небо
Наше
Покрывает
Тусклой
Синевой

***
вот наступил день
вот наступила ночь
вот пожелтел лист
птицы улетели прочь
дом мой зарос мхом
кровь налилась в вены
вот я грущу вновь
вот я пишу поэмы
вот наступил вечер
вот наступило утро
кровь отошла от вен
вот я лежу хмурый
а вот кстати Нина из Берна
вот Афанасий Ильич
вот наш отец Сергий
вот он упал навзничь
вот и всё что осталось
вот я, Нина, Сергий
лежит Афанасий Ильич
вот и все что осталось
вот такая вот дичь.

***
хоровод как пояс
намордник как аксессуар
хорватия как сербия
юар как кот’д’ивуар

корал как защита от боли
песок как защита от дна
гора как защита от пропасти
нейлон как защита от льна

нога как защита от тела
кровать как защита от сна
любовь как защита от ревности
а война всегда как война.

***
облака закрыли небо
тучки в городе моем
дождик мелкий с мокрым снегом
за окошком мы вдвоем

горсть грошей в куртенке белой
куртизанка на шоссе
их попросит, но за дело
il a plu sur cette plage

обложка: тим кокорин

Комментарий Михаила Вистгофа

В подборке Ильи Похлебалова я вижу стремление стереть грань между реальностью (что бы это слово ни значило) и поэтическим высказыванием, не приукрашивать действительность, а писать «как есть». Мироощущение лирического героя Похлебалова наследует двум важным направлениям русской поэзии: лианозовской и концептуалистской. С первой его роднит прямота, нарочитая материальность, и иногда даже оправданная грубость высказывания:

вот я, Нина, Сергий
лежит Афанасий Ильич
вот и все что осталось
вот такая вот дичь.

Стихи стремятся максимально правдоподобно передать обычную речь обычного человека, отсюда и выражения вроде «вот такая вот дичь», далекие от традиционного представления о поэтическом языке.

Со второй линией Похлебалова сближает умение выхватывать из нынешней тревожной атмосферы самые распространенные лексические конструкции, и преобразовывать их в трагикомическую поэзию. Вытащенные из речи окружающих выражения внезапно обретают как высокие коннотации (беспокойство о судьбе страны и мира), так и комическую функцию:

нато на запад
детям в африке воду
родителям гордость
россии свободу

Илья Похлебалов очень изобретательный в области лексики поэт – он прекрасно умеет играть с второстепенными значениями слов, омонимами, тонко чувствует язык:

в горе горе
горе в граните
гроб в земле
солнце в зените

Еще одна сильная сторона этих текстов – концовки. Сюжет стихотворения заканчивается простым и распространенным высказыванием, которое придает дополнительный ужас, и ощущение неотвратимости происходящего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *