Иван Ахметьев (род. в 1950) – русский поэт, исследователь и редактор.
Автор 6 поэтических книг. Стихи переводились на 13 языков, в том числе сборники вышли в Румынии, Сербии и Франции.
Выступает в качестве публикатора неофициальной поэзии и прозы советского времени (Евгений Кропивницкий, Георгий Оболдуев, Иван Пулькин, Ян Сатуновский, Павел Улитин и др.); соредактор поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1997), куратор созданного на его основе Интернет-проекта «Неофициальная поэзия». Составитель, редактор и соредактор ряда других антологий и авторских сборников.
Лауреат Премии Андрея Белого 2013 года в номинации «За заслуги перед литературой».
Лауреат премии-стипендии Фонда Иосифа Бродского 2019 года.
В каком возрасте вы столкнулись с текстами, которые можно отнести к «малым формам» или к минимализму? Что это было?
интерес к малым формам издавна, с 60-х.
Омар Хайям, Игорь Грудев, хокку в переводе Веры Марковой, фрагменты Пушкина.
к минимализму относились стихи Всеволода Некрасова, которые я узнал в 1972.
но к этому времени уже сам дошел до своего минимализма.
Приход к минимализму был формой протеста или осознанным выбором?
о протесте вряд ли можно было говорить в моем положении.
я был одиночка, почти ни с кем своим творчеством не делился.
а потом, когда придумал минимализм, понимал, что это что-то мне интересное, близкое и уже получающееся.
Расскажите о вашем учителе или учителях
друзья поэты были Ваня Крышев с конца 60-х и Миша Файнерман с 1972.
учителем был Некрасов с начала личного общения ок. 1980.
т. е. я уже сам к этому времени кое-что написал, но ясно было, что это старший.
и Ваня Овчинников, с которым мы с Мишей Ф. познакомились через Женю Харитонова в конце 70-х.
гений – это состояние
говорит Ваня
и это правда
Ваня точно знает
сам он гением бывает
Расскажите о ваших читателях
ну, друзья, в основном, сами пишущие.
от многих других писателей
я отличаюсь тем
что лично знаком
со всеми своими читателями
но что-то из моих стихов на самом деле отрывалось и где-то читалось, иногда до меня доносилось об этом.
публикация единственного ст-я в Дне поэзии 1981 привела к знакомству через несколько лет с Сашей Макаровым-Кротковым.
мы оба тогда работали в Ленинке. и однажды он подошел ко мне и спросил я ли автор этого ст-я? и мы стали общаться.
а недавно написал:
мои читатели
добавляются по одному
Были ли случаи, когда Ваши стихи получали одобрение от совершенно неожиданных людей?
тут бы надо рассказать какую-нибудь историю.
но что-то не вспоминается такое, чтобы совсем неожиданное.
Утомляет ли вас ситуация, что поэту-минималисту постоянно нужно что-то доказывать тем, кто думает, что может так же?
это не моя ситуация.
бывало что говорили «а почему это стихи?»
или: «да я за один вечер напишу таких двести штук»
но с такими людьми я особо не спорил.
Стоит ли минимализму отделиться от остальной поэзии, чтобы проводить свои фестивали и организовывать свои премии?
нет.
Можно ли сейчас сказать что-то новое в минимализме? Важен ли элемент новаторства или главное – это условное «качество» текста?
важно и то и другое.
новое, неожиданное – так никто еще не делал – как это сделано? – что это значит?
но и:
очень понятно
как это сделано
все пружины
обнажены
и все равно удивляешься –
как он сумел?
но это не специфика минимализма, а вообще искусства.
Разделяете ли вы себя на «поэта» и «исследователя»? В каком амплуа вам приятнее находиться?
я не разделяю.
это мой образ жизни.
чуть ощущаю перекос в сторону публикаторской работы.
но, конечно, моменты беззаботности, связанные с первым, дороже всего!
Какими достижениями, как составителя, популяризатора и исследователя неподцензурной поэзии вы гордитесь больше всего? Что бы вы ещё хотели сделать в этом направлении?
Некрасов, Сатуновский, Соковнин, Овчинников, Виноградов, Улитин (это проза!), Кропивницкий, Оболдуев, Маковский, Чудаков, Пулькин, Кулле…
— это если по хронологии выхода книг.
или:
Кропивницкий, Оболдуев, Пулькин, Сатуновский, Улитин, Маковский, Некрасов, Кулле, Виноградов, Чудаков, Соковнин, Овчинников…
— это если по старшинству авторов.
не все эти авторы полностью изданы.
есть разного рода хвосты по ним и некоторым другим. и разные планы, надежды, мечты.
Какие авторы, по вашему мнению, оказались незаслуженно на периферии поэзии? Хотели бы вы «переоткрыть» чьё-то творчество заново?
есть прекрасные авторы, которыми сам я почти не занимался, и они не изданы или не замечены, не прочитаны, не учтены:
Михаил В. Панов, Константин Левин, Асар Эппель, Рид Грачев (как поэт), Евгений Герф, Александр Рихтер, Валерий Дьяченко, Людмила Копылова, Андрей Товмасян, Александр Гашек, Александр Денисенко
Какую современную поэзию вы сейчас читаете, и каких авторов можете посоветовать (и как поэт, и как читатель)?
М. Нилин, Андрей Монастырский, Андрей М. Дмитриев, Владимир Чибисов, Борис Пузыно, Александр Куляхтин
— это очень хорошие авторы, которые сейчас редко (если вообще) публикуются.
Борис Кочейшвили, Михаил Айзенберг, Дмитрий Веденяпин, Александр Беляков, Герман Лукомников, Юлий Гуголев, Елена Ванеян, Вячеслав Попов, Виталий Пуханов, Игорь Булатовский, Даниил Да, Полина Барскова
— вот кого сейчас читаю, но не только их.
Добавить комментарий