Марк Перельман. Прощай, дыхание

В подборке Марка Перельмана заметно преодоление канонического на уровне формы: намеренное смещение асемантических пауз в первом стихотворении (незаметно меняющее и сам интонационный строй стиха, привносящее в него резкий жест отторжения навязанного); значимая фигура отсутствия («никто обрёл»); признание «лёгкости поражения», которое становится здесь самостоятельным оксюморонным образом и вновь раздвигает границы привычного. «Сердце без движения» как «холодный жест самоотдачи» вновь останавливает внимание как значимое противопоставление: мы привыкли ассоциировать «самоотдачу» с чем-то пылким и энтузиастическим. Но здесь важен непроизвольный сердечный жест, как будто становящийся самостоятельным героем подборки с её сюжетом выхода из любой инерции существования. Отдельно стоит отметить любовный сюжет, в котором «она не выйдет наружу / и не окричит всю россию», внутри которого происходит ясное понимание неудачи; осознание этой ситуации – вновь жест преодоления, ясный отправной импульс, со всем средоточием здравого смысла и рациональной отчётливостью перспективы.

ЗНАК РАВЕНСТВА

ты постучала по запястью, и время
обрело свой бег,
мы обладаем странной властью над тем,
как смотрит человек,
над тем, как движется иголка внимания
в горсти зрачка.
пусть от любого кривотолка останется
лишь половиночка,
но и одна вторая ноты ныряет
в лес высоких волн,
настраивая их частоты
равно
всходя на плавный холм.
внутри его следы, как свечки,
как отдалённый метроном,
и все барашки и овечки с холма
сбежали перед сном.
никто не разглядит подмены –
лишь ходит
под ногами пол
и ночь взрезает зов сирены,
которую никто обрёл.

Ч&С

завари себе чай да покрепче
закажи себе карету карету
унисон колес тебя лечит полечит
унесет бродить далече по свету

впрочем лучше завари себе каву
из турецкой стороны из восточной
ты бежал чего-то съехал в канаву
так спешил но оказалось не срочно

где там стадии принятия торга
ты к ней через полмира приехал
а она вообще без восторга
ну и ты вообще без успеха

сыпал колкостями без разбора
не сойти с ума вот задача
все таращились как в одном клубе
только музыка звучала иначе

на холодный ветер он вышел
обратился к нему на горячем
я забыл этот бал слышишь слышу
жизнь потрачена вечер потрачен

а она не выйдет наружу
и не окричит всю россию
возвращается к молчащему мужу
где гуляли вас не спросили

вечерами вспоминается имя
упомянутое раз в этой пьесе
зябко вдруг покрывается ими
искус губ в рубинном железе

* * *

вот видишь: лёгкость поражения
горит пронзительно и хлёстко,
осколков чистое скольжение
и бег по галерее плоской.

но есть и призраков громадины,
бинокль, театральный страх:
огромные, с планету, градины
в закатившихся зрачках.

и медленная их флотилия
воздушные сдвигает массы…
эй, жизнь, твоей ладони линия
проложена вдоль теплотрассы,

ей танцевать без сожаления
в полдневном поле, а иначе
там только сердце без движения,
холодный жест самоотдачи.

Ελλάδα

Камешки в море. Великие города.
Вот Лакония. Аттика. И у самого берега – Иония серебра.
Палец водит по карте, заглядывая в углы словаря.
Полис. Гражданство. Где-то
было такое, было уже.

Слышатся отголоски грядущей битвы.
Беги навстречу Марафону, славный гонец,
бросая в пропасть все поля возможных сражений.
Кто-то смотрел тебе вслед и выдохся, не сделав и шага,
но быстроногих вообще осталось мало,
догнать, окликнуть тебя
как будто и некому.

Предводитель привык к бесконечным дарам,
смерть затесалась меж ними.
А поэтому персы, вернувшиеся ни с чем,
подобны гремучей змее, что кусает себя за хвост:
кольцо сомкнулось, но вибрация точит клыки,
калечит разум и в итоге лишает возможности вспомнить:
да, эти камешки не по зубам, так стоит ли
проверять их на прочность ещё раз.

FROST / Остановясь у леса снежным вечером

Я вроде вспомнил этот лес,
в селе хозяин здешних мест,
и не заметит: я стою,
смотря на занесенный лес.

Наверно, я и впрямь в бреду,
моя лошадка, раз бреду
меж лесом и озерным льдом
темнейшим вечером в году.

Уздечки звяканье окрест,
ища в округе ист и вест,
находит ветра легкий свист
и снежных точек палимпсест.

Лес темен, сладок и глубок,
но дал я слова огонек,
и долог путь, и сон далек,
и долог путь, и сон далек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *