Этот мини-цикл очень похож на игру. Мне хотелось, чтобы читатель мог поразмышлять над простыми вещами, которые обычно настолько очевидны, что в голову не приходят. Прежде всего о том, есть ли разобщённость между объектами, имеют ли они единую природу, проявляясь в различных формах + меня давно волнует слово «отсутствие». Кажется, это именно то, что невозможно доказать как нечто существующее посредством измерений или через восприятие. Почему бы не поставить под сомнение вопрос о существовании отсутствия и отнести его к категории воображаемого, почувствовать в этом некое освобождение от ожидания иной реальности, чем та, что проявляется сейчас, будто бы мир уже совершенен — и остаётся наслаждаться тем, что есть.
Что касается выбранной формы, то это небольшие карточки — что-то типа стикеров, которые можно наклеивать на двери вагонов в том стиле, который принят. Разве это не прикольно, что официальные название цветов московских диаметров — физалис, фуксия, ментол, папайя, зеленый луг? Представьте, вы едете в «зеленом луге», смотрите на стену вагона, а там: «А вдруг нет отсутствия». И наоборот, если вы откроете мини-цикл у себя на смартфоне где-нибудь в другом месте, то возможно сможете почувствовать движение поезда и его ритм, объединиться со своими ощущениями.
Мария Лобанова
ㅤ
ㅤ
Цикл Марии Лобановой — серия графических работ, содержащих в себе несколько пластов. Или веток — как метро, так и растительных (в прямом смысле). Их можно назвать особой формой экопоэтри, однако сделанных ненарочито; поскольку известно, что поэтическая мысль, сказанная напрямую, понятная до конца, — умирает.
С одной стороны, перед нами визуальная поэзия — и она работает сама по себе, и в графическом, и в текстовом вариантах. «А вдруг у рек нет имён и это одна большая река» — одностишие напоминает и о том, что водные артерии стягивают всю Землю; как кровеносные — организм человека, и это важное напоминание, ведь Земля — как и человек — может болеть, и к ней нужно относиться соответствующее: не допускать «мусорных тромбов» в реках, поддерживать их в состоянии питать каждую клеточку планеты (как человека рыбой, так и всю внутреннюю экосистему).
С другой стороны, Лобанова сравнивает реку с диаметром метро (визуальная ассоциация схватывает оформление МЦД), и это графическое тождество тоже работает, как прямая метафора, а одновременно предостережение: человек, как червяк в яблоке, прорывает в Земле всё больше тоннелей, тем самым травмируя её; своими действиями, безусловно полезными для человека (конечно, я хочу, чтобы у моего дома было метро), нанося косвенный вред Земле. Не случайно число дней, когда мы истрачиваем возобновляемые ресурсы планеты сокращаются год от года.
Наконец, картинки/диаметры перекликаются друг с другом, показывая и разнообразие природного мира (в цветах, царствах и др.), и постепенное освоение, замещение природного привнесённым — тут достаточно прочитать все пять карточек как одно законченное стихотворение (да, работают и каждая конкретная строка, как мы показали выше, так и всё в совокупности).
Это незаметно/ненарочито делает цикл глубже: картинки с вроде бы не обязывающими фразами сходятся во вполне осознанное высказывание, подходя к проблеме с разных сторон, добавляя тезисов, нажимая на разные клавиши восприятия: какая сработает?
Думаю, цикл можно сравнить и с детскими сказками, когда рядом и развлекательный сюжет, и яркая картинка, и цвета, которые не дадут ребёнку заскучать; и только с течением лет открывается скрытый смысл и мудрость: когда ты осознаёшь, принимая в себя, скрытый смысл слов: «Всё равно его не брошу, / Потому что он хороший», что говорит об отношении не только к конкретному мишке, но и к друзьям — и к миру вообще. Месседж Марии Лобановой работает сходным образом: развлекая, заставляет задуматься о чём-то важном. И, может быть, что-то изменить в себе.
Владимир Коркунов
Добавить комментарий